












 |
Фермерские собаки
Бывая Когда путешествуешь по
южному Молису или по Пуглии, до сих пор можешь встретить стариков,
говорящих о Кане Корсо, как о собаке «для фермерского дома». Это
определение отображает общую точку зрения. Фактически, различные
занятия, выполняемые в фермерском доме в, котором производится очень
разнообразная продукция, требуют специальных умений и талантов,
которыми не всегда обладала только одна порода собак.
Поэтому, на типичной ферме используются различные породы
собак (и/или различные разновидности одной породы) согласно с
критерием, который был основан на знаниях о наиболее доминирующих
способностях каждой породы, разновидности породы, или даже каждой
отдельной собаки.
Конкретное задание выдавалось каждой собаке, в соответствии с ее
характеристиками. Собаки, принадлежащие к разным породам,
использовались вместе, когда соединение «разных специализаций» было
нужно для достижения цели.
Ферма играла лидирующую роль в сельскохозяйственной экономике
страны. Она функционировала как настоящая фирма, со своей
собственной продукцией, самоорганизацией и самообслуживанием.
Фермы обычно имели самые разнообразные производственные направления
[животноводство (коровы, свиньи, овцы, лошади), земледелие,
овощеводство… ]. Однако, на фермах также производится и выращивается
все, что необходимо для обеспечения независимого производства и
управления. Вот почему, это является свидетельством того, что такой
обширный набор занятий требовал собак, чьи рабочие качества были так
разнообразны.
Работа, выполняемая на ферме, хорошо показывает тысячелетнее рабочее
сотрудничество человека и животного.
Рабочими животными были лошади, ослы, мулы, коровы и собаки. В то
время, как собаки всегда работали «с» человеком, коровы и лошади
работали «на» человека. На фермах работали
“gualani” (постухи), крестьяне, погонщики мулов, конюхи, пастухи
овец, “ciucciari” (погонщики ослов) и фермеры. Тем не менее, каждого
из этих рабочих, при необходимости, могли попросить внести свой
вклад в работу вне их специализации. Этот же принцип использовался и
в отношении собак. Этими собаками были: Кане Корсо, мастиффы,
Померанские псы(Померанские шпицы?) и южные грэйхаунды.
Кане Корсо помогали пастухам контролировать скот, и когда те
«работали» в конце дня, выпасаясь лугу, и когда жевали сено у себя в
хлеву.
Лошади обычно использовались, как «быстрый» тягловый скот. В
противоположность им, мулы предпочитались, в случае, когда дороги
были неровные, так как их нрав обычно спокойнее и с ними было больше
уверенности, что повозка не перевернется.
Мулы были тяжеловозами, крепкими и сильными животными, которые не
бедствовали, если их особо не кормили и не держали в хлеву. Иногда,
однако, когда они отвечали на побои погонщиков ляганием и укусами,
вмешательство Кане Корсо было решающим, поскольку, мулы боялись этих
собак даже больше, чем человека. Погонщики мулов различали “Corso
Gentile” и “Cane Corso”. Первые, имели губы с более тонкой кожей, и
могли быть легче травмированы в случае драки.
В разведении лошадей человеческий контроль был обязательным при
организации “a mano”( скорее всего случка?), случки управлялись
конюхом, которому всегда помогали померанские шпицы для того, чтобы
избежать попадания крыс в стоила, и сохранять лошадей спокойными.
Охрана осуществлялась сторожем, который обычно объезжал ферму
вместе с сильными Кане Корсо, взяв с собой двуствольное ружье и
патронташ. Он должен был держать подальше от обработанных земель
таких животных, как барсуки, лисы, ласки, дикие собаки и т.д.
Во время совершения объезда, сторож сопровождался несколькими
собаками. Эти районы стали настоящими полями сражений, поскольку,
Кане Корсо атаковали всех незваных гостей, таким образом, снижая
убытки предстоящего урожая. Виноградники были излюбленной целью
лисиц. Когда их становилось слишком много, сторожа организовывали
настоящую охоту, с участием Кане Корсо, грейхаундов и бладхаундов.
Собаки объединялись и напускались на лис, а сторожа лишь наблюдали
за тем, как все проходит с возвышенности.
Когда лисица обнаруживалась бладхаундами или была замечена
грейхаундами, у нее не было возможности сбежать от этой стаи:
бладхаунды и грэйхаунды преследовали ее и Кане Корсо перерезали ей
путь, таким образом, блокируя ее, и разрывали на части.
В маленьких виноградниках, Кане Корсо обучались обходить половину
виноградника со стороны двора, пока сторож объезжал оставшуюся
часть, затем они соединялись в исходной точке.
Во время пахоты, каждый погонщик мулов (или всадник)
сопровождался померанцем, который находился на вьючном седле (“varda”)
для того, чтобы следить за сумками, содержащими еду погонщика (
хлеб, сыр или салями, овощи и фляжку вина, сделанную из высушенной
тыквы), и за кормом для мулов. Померанец держал мышей, крыс и змей
подальше от сумок, и лаял, когда приближались люди или животные.
Зимой, погонщики мулов обычно собирали дрова (“fare legna”): они
рубили дерево на части и доставляли его на мулах на ферму. Если
ландшафт окружающей местности позволял это, то дрова складывались в
специальных местах, называемых “spannature”. Они были сформированы
на слияния двух ручьев, где бревна и ветки плавали вокруг. Перед
сбором дров, собаки натравливались на любого зверя, который мог в
них прятаться, чтобы отогнать его.
В такой среде собаки часто ловили выдр. В этом случае, их немедленно
отзывали, мех выдры продавали изготовителю седел, для украшения
конской упряжи.
Другие вооруженные отряды организовывались, для пресечения урона,
наносимого дикими кабанами. Стратегия и техника была разная в
зависимости от местности, но всегда использовались Корсы,
бладхаундыи грэйхаунды. Кроме того, помимо избегания повреждений,
эта охота гарантировала достойное…кулинарное завершение!
Во время охраны полей, сторожа сопровождались Корсами. Во время их
работы, они, благодаря Корсам, организовывали барсучью охоту.
Барсуки очень ценились за их мясо и шкуру, которая отдавалась в дар
фермерам, которые использовали шерсть, как вещь, приносящую удачу,
вешая ее на входную дверь своих домов, фургоны, как украшение на
конскую уздечку или ошейник Корсо: считалось, что она отгоняет
неудачу, даже если, эта шерсть, в общем-то, имела функцию – отгонять
мух и комаров.
Часто фермы были окружены большими лесами, которые использовались,
как нечто вроде «природной кладовой». Фауна была разнообразна, и для
фермерских собак не было редкостью, охотится в одиночестве,
выискивая и съедая то, что они всегда могли поймать.
Особенно беспощадные схватки происходили с дикобразами и часто
некоторые собаки не возвращались из-за ран. В лесу Корсо были
непобедимы против дикобразов. Они обладали особой техникой, удивляли
дикобраза, пытаясь укусить его за нос. Ежи, напротив, даже как
объект собачей охоты (они должны были схватить их до того, как они
свернуться), несмотря, на их нежное и вкусное мясо, были защищены
потому, как являлись уничтожителями насекомых, мышей и других
опасных животных. Если собака была замечена, гонящейся за ежом, она
отзывалась обратно, а еж относился в амбар или в хлев.
Собак кормили в сумерках из отдельных мисок, и еда состояла, большую
часть времени, из мякины, смешанной с сывороткой и кусочками
приготовленного мяса. В период младенчества им давали, есть только
плаценту. Их обычно кормили мясом крупных животных ( например
быков), взятым после несчастного случая с животным и с не слитой
вовремя кровью. В любом случае, в этом ареале, еда, которую давали
люди, была всегда смешана со всем, что собаки могли раздобыть
самостоятельно (фрукты и добыча различной живности).
Ночь не останавливала работу собак: наступала очередь охраны, вся
ферма «патрулировалась», вся прилегающая территория, двор, “grasceta”(
поле прилегающее к строениям, позволяющее свободный выпас скота),
пространство рядом с оградой и аллеи, доверяя своему обонянию и
слуху для определения в темноте присутствия врагов (часто людей),
атаковавших животных фермы (цыплят, кроликов, гусей, цесарок,
голубей, уток и индеек). В большинстве своем, врагами были лисицы,
куницы, ласки, скунсы, рысь, змеи (ищущие яйца) и дикие кошки.
Несмотря на их маленький размер, ласки были чрезвычайно храбрыми и
отважными, но при защите себя от атак более крупных животных, они не
могли ничего противопоставить мастиффам или Корсам. Иногда, Корсы
были беспощадны к лисицам, когда те не могли ускользнуть от глаз
«наблюдателя», то были регулярно уничтожаемы.
Шум боя, прерывал отдых, необходимый для фермера и рабочих, чтобы
начать новый день; несмотря на это, их удовлетворенность по
отношению к собакам была безграничной: ферма была в «надежных лапах»
и могла спать в полном спокойствии!
Амбарная собака
Кане Корсо были прозваны “Cane da pagliaio” (амбарная собака), когда
их функцией было следить за амбарами (по-итальянски “pagliaio”, от
латинского “palearum”) и за всем что было внутри, например,
пшеницей, кормом для скота, сеном и едой для остальных животных так,
что термин “the cane da pagliaio” также имеет значение -
«собака-сторож».
Амбары были функциональной единицей фермы; во время зимы, он
использовался, как убежище для животных, включая кошек и собак.
Амбар был не только хранилищем еды и служил кровом для животных, но
и использовался также булочниками, чистильщиками снега и
строителями. Хранители снега, люди
закаленные холодной погодой, складировали снег, собираемый во время
зимы в глубоких круглых ямах (называемых “novère”), температура в
которых регулировалась, путем покрытия их толстым слоем соломы. Снег
становился льдом и летом хранители снега разрезали его на блоки и
переносили его на подстилку из соломы, чтобы избежать таяния.
В прошлом, соломенные и сенные стога были очень распространены и в
городках и в сельской местности, они представляли довольно таки
большую ценность, так что были очень заманчивы для воров. Поэтому,
было необходимо оставлять рядом со стогами агрессивную и сильную
собаку днем и ночью.
Предпочтение отдавалось собакам соломенного цвета потому, что
пожилые люди считали, что характер собак соломенного цвета был
«легковоспламеняющийся» как сено. Когда
собаки получали ранения в драке, то хозяева обычно обрабатывали их
раны сеном или микстурой из оливкового масла и сенной золы.
Охота
«По необходимости или ради забавы, человек охотился всегда.
Тысячелетиями человеческое сознание было тесно связано с охотой.»
(Pierre-Luis Duchartre – основатель Музея охоты в Gien)
Начавшись, как борьба за выживание, охота развивалась, сперва, как
простейшее удовлетворение первобытных хищнических инстинктов
человека. Это было примером мужской психофизической тренировки,
своеобразной пробой для войны (например, со львом, медведем, диким
кабаном, оленем и т.д.)……с врагами, также применяли любую технику и
стратегию для защиты и нападения. Привилегия, закрепленная за
сильными как форма конкуренции (придерживающейся Ars Venandi,
принимающей правила игры и уважающей законы природы) между разумом и
инстинктом. Охота появилась вместе с
человеком, благодаря ней он получал одежду, еду, кров она защищала
его самого и его племя…
«Таким образом, в начале, порядок, по которому человек и собака
выслеживали жертву, был установлен: сначала собака, потом человек.
Когда собаки замечают жертву, доминантным психологическим механизмом
должно быть выслеживание: жертва (олень, медведь, дикий кабан)
которая убегает от человека, будет непременно стараться, сразится с
собакой наедине, но в гневе, когда собака видит врага, она забывает
об остальных и становится более опасным преследователем.»
(K. Lorenz)
Охота в Италии – это сложная игра, которая устраивалась либо с целью
получения перьев, меха, либо с целью добычи мяса (дикий кабан, олень
и т.л.). Качества итальянских собак были ограничены обонянием,
скоростью и силой – они были охотничьими собаками.
На протяжении веков «Корсо» использовались как охотничьи
собаки. Их также называли «Дого» и с самого раннего возраста
тщательно тренировали, что не требовало особой специализации. Для «Дого»
была характерна многофункциональность, так что их тренировали
специально для охоты. Лучшая собака была одной из самых
функциональных, требования (селекция преследовала эту цель) легко
описываемы, сильные челюсти, ловкость, умение, бесстрашие и
неконтролируемая агрессия.
Одной из самых увлекательных (поскольку она требовала много
бесстрашия и агрессии), была охота на медведей: сильный и
беспощадный зверь должен был двигаться с необычайной резвостью.
Молоссы обязательно должны были продолжать охоту, преследуя и
«удерживая» медведя, до прибытия охотников.
Крупные землевладельцы, ездившие на лошадях, часто использовали Корс
и грэйхаундов (или помесь этих пород) для охоты на волков. В больших
поместьях «Лордов» того времени, не было необычным для этих пугающих
хищников совершать набеги на загоны, в которых содержались
фермерские животные. Охоты совершались регулярно, для сокращения их
популяции.
Охота на кабанов
Мозайка Piazza Armerina (Sicily) из “Villa Romana del Casale” (3 век
до н.э.) демонстрирует нам с невероятным реализмом итог охоты на
кабанов. Боров, несмотря на то, что ранен, предпринимает последний
оборонительный шаг, охотник уже пронзил его копьем, другой охотник
лежит раненый, третий показывает свой страх и последний собирается
запустить большим камнем в зверя.. Две собаки завершают эту группу:
одна, изящной формы (похожа на грейхаунда) кусает борова за бок,
другой, чистый Молосс, стоит напротив борова, скаля клыки. Уши
купированы, глаза широко открытые, телосложение крепкое и
мускулистое, он наклонен и готов к рывку – его изображение очень
похоже на Кане Корсо.
Для многих охотников единственной настоящей охотой была (и остается
до сих пор) охота на кабана. Ее практиковали только крупные лорды
того времени, богатые землевладельцы и профессиональные охотники.
Они забрасывали все свои дела и с энтузиазмом охотились на
протяжении многих дней.
Я нашёл по одной собаке в Мезанье и в Саленто, но они обе были
старые.
- А в Базиликате?
Я нашёл несколько собак в Пьетрагалле, Челенце, Гензано, и ещё
несколько в Кампании в Колье де Саннита, Сан Марко ди Кавоти,
Фоглиано, Кастельветро, Сан-Бартоломео и Гинестре.
- Попадавшиеся вам собаки всегда принадлежали крестьянам?
Да.
- Что они делали со своими собаками?
Заставляли их работать. В Сан-Джованни Ротондо был крестьянин,
которого звали Джузеппе Руссо. У него была сука по кличке Сара,
которую он мне давал для разведения. Она стерегла у него овец. Люди
семейства (не смогли перевести название) использовали их как
пастушьих собак, они вели овец на пастбище. Также их использовали
как охотничьих собак, при охоте на барсука. Ближе к Абруццо с ними
даже охотились на кабана.
- Как вы считаете, их использовали для охоты только в определённых
регионах, или повсюду?
Повсюду. Я узнавал об этом в Калабрии, Галате, Сьерра-сан-Бруно,
Милете. Их использовали при охоте на барсука и кабана. Только в
Калабрии мне не повезло, потому что повстречавшиеся мне там
экземпляры были в совсем ужасном состоянии.
- Опишите морфологию встреченных вами корс.
Конечно, мне было очень трудно найти гомогенность в этих собаках.
Ведь каждый крестьянин создавал себе таких собак, с которыми ему
было бы удобно работать. Во-первых, учитывая, что корсо обычно
страдают от холода, я заметил, что на равнинах у них более короткая
шерсть, в то время как во внутренних районах (например, Сан-Паоло
Чивидале) у них шерсть была длиннее. Вполне вероятно, потому что эти
районы холоднее. Как видим, это тоже учитывалось при их разведении.
У всех животных, которым приходится жить на открытом воздухе там,
где холодно, даже у лошадей, зимой шерсть становится длиннее и гуще.
Это нормально. У всех собак была мощная мускулатура, они были очень
подвижны. Они замечательно справлялись со своей работой: сторожили
скот, охраняли овец и т. д.. У них никогда не было никаких складок,
кожа нигде не обвисала, всё было подтянуто, и сами собаки были
собранные и с быстрой реакцией.
- А как насчёт купирования ушей?
Уши купировали всегда, потому что крестьяне считали, что так будет
удобнее для собаки. На ночь собак спускали с цепи, чтобы они могли
охранять территорию, и тогда им могли попасться волки или бродячие
собаки, так что крестьяне считали, что лучше уши купировать.
- Так поступали повсеместно, и в Сан-Паоло, и в Милете?
Уши купировали везде. Их отстригали ножницами, а затем обрабатывали
рану пеплом и оливковым маслом. Такая была система.
- Как вы думаете, следовали ли крестьяне каким-то определённым
критериям при разведении корсо?
Прежде всего, в те времена собак никогда не продавали, и разводящие
их семьи довольно ревниво относились друг к другу. Когда рождались
щенки, очень часто оставляли только тех, которые пригодятся, а
остальных уничтожали. Крестьянские семьи скрещивали собственных
собак, несмотря на то, что они были единокровными, семья за семьёй.
Я определил родословные по фамилиям владельцев и по местам их
проживания; места и семьи отличаются.
- То есть вы хотите сказать, что у собаки, родившейся в одном месте,
не было родственников в других местах?
Да, каждая семья скрещивала братьев, сестёр, отцов, матерей и так
далее.
Вернуться в раздел стетей
-> |
 |